Бесплатная консультация автоюриста: +1 234 747 7278

Rockwell B-1 Lancer. B 1 лансер


Rockwell B-1 Lancer - это... Что такое Rockwell B-1 Lancer?

Рокуэлл Интернешнл B-1 «Лансер» (англ. Rockwell International B-1 Lancer — Улан) — американский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности.

Разработан в 1970-80-х годах компанией Rockwell International. Состоит на вооружении Военно-воздушных сил США с 1986 года. Создавался в качестве носителя ядерного оружия для замены B-52, однако в начале 1990-х началось переоборудование самолётов B-1 для оснащения их обычными вооружениями.

В окончательной версии бомбардировщика (B-1B), реализована концепция низковысотного прорыва ПВО, посредством полета на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности.

История

Разработка этого самолета компанией Rockwell International пережила множество задержек, в основном из-за метаний теории стратегического баланса между гибким реагированием и ядерным паритетом. Первоначальная версия самолета, B-1A, разработана еще в начале 1970-х, но производство было прекращено после изготовления первых 4-х прототипов. В 1980 году на базе B-1A был создан B-1B как самолет низковысотного прорыва ПВО. B-1B поступил на вооружение ВВС США в 1986 году.

Самолет поступил в распоряжение стратегического командования ВВС США в качестве носителя ядерного оружия. В 1990-х его переоборудовали в носителя тактического вооружения.

В 1998 году самолет получил боевое крещение во время операции «Лиса пустыни» и во время операции НАТО в Косово в следующем году. Также самолет принимает участие в военных операциях США и НАТО в Ираке и Афганистане. B-1B олицетворяет сверхзвуковую составляющую дальней авиации США, наряду с дозвуковыми B-52 и B-2 Spirit.

B-1 является единственным находящимся на вооружении ВВС США самолётом с изменяемой стреловидностью крыла, после прекращения использования EF-111 Raven (модификация F-111) в 1998 году и F-14 Tomcat в 2006 году.

Разработка

Предыстория

В декабре 1957 года ВВС США приняли предложение компании North American Aviation заменить парк стратегических бомбардировщиков Boeing B-52 Stratofortress на North American XB-70 Valkyrie. B-70 — шестимоторный реактивный бомбардировщик способный на полет со скоростью 3 Маха на высоте 21 км, что делало его практически неуязвимым для истребителей противника. Советские перехватчики не могли перехватить летающий на такой высоте, как и разведчик Lockheed U-2. Валькирия к тому же могла развивать намного более высокую скорость. Однако к концу 1950-х зенитные ракеты (ЗУР) достигли такой степени развития, что могли сбивать высоколетящие цели, что и подтвердило сбитие Пауэрса в 1960 году над Уралом.

Ещё до сбития U-2 стратегическое командование ВВС США сочло необходимым изменить тактику на прорыв на низкой высоте. Эта тактика позволяла уменьшить расстояние, на котором производилось обнаружение самолета радарами ПВО. В то время ЗУР ПВО не обладали необходимой эффективностью при стрельбе по низколетящим целям. К тому же низколетящие цели с трудом поддавались обнаружению РЛС перехватчиков, летящих с превышением, из-за сложностей выделения цели на фоне подстилающей поверхности. Большое воздушное сопротивление на низких высотах вынудило использовать B-70 на трансзвуковых скоростях и значительно уменьшило радиус их применения. В результате оказалось, что Валькирия вынуждена летать на скоростях, сопоставимых со скоростью B-52, который она должна была заменить, к тому же обладает меньшим радиусом действия. Как неподходящий для новой роли и в связи с растущей ролью межконтинентальных баллистических ракет, проект Валькирии был закрыт по распоряжению президента США Дж. Кеннеди в 1961 году, а два построенных прототипа XB-70 использовались в сверхзвуковых исследованиях. В-52, никогда не предназначавшийся для низковысотного прорыва ПВО, смог опередить своего предполагаемого конкурента.

Модификации

Маневры двух B-1B над Нью-Мексико. 24 февраля 2010 года
  • B-1A (произведено 4 машины)Версия построенная по изначальному тех. заданию B-1, с регулируемыми воздухозаборниками и максимальной скоростью в 2,2 маха.[4][5]
  • B-1B (произведено 100 машин)Пересмотренный вариант B-1, с применением технологий радиолокационной малозаметности и максимальной скоростью 1,25 маха. Реализована концепция самолета низковысотного прорыва ПВО, посредством возможности полета на сверхнизких высотах с огибанием рельефа местности.[5]
  • B-1R (в стадии разработки)Вариант выдвинутый в качестве модернизации B-1B.[6]По замыслу разработкичов, B-1R (R — обозначает «региональный») должен получить новые радары, ракеты класса воздух-воздух, и новые двигатели Pratt & Whitney F119. Предположительно, данный вариант самолета будет иметь максимальную скорость в 2,2 маха, но дальность полета на 20 % меньше чем предшественник.[7]

Модернизации

В 2012 году на вооружении ВВС США состоит 66 бомбардировщика B-1B[8], средний возраст которых составил 24,1 года[9]. В связи с этим данные бомбардировщики прошли и проходят ряд модернизаций.

Conventional Mission Upgrade Program (CMUP) — программа начавшаяся в 1993-ем году, по переоборудованию B-1B для оснащения их обычными вооружениями.[10]В рамках программы были реализованы следующие модернизации:

  • Block B — обновление программного обеспечения бортовых систем.
  • Block С — оснащение кластерными бомбами CBU-87/89/97.
  • Block D (1993—2003) — оснащение буксируемой волоконно-оптической системой ложных целей AN/ALE-50, коммуникационной системой AN/ARC-210, добавление в авионику поддежки GPS навигации, оснащение высокоточными корректируемыми бомбами GBU-31 Joint Direct Attack Munition (JDAM).
  • Block E (1996—2004) — модернизация информационных систем для поддержки более широкой номенклатуры вооружений, интеграция с вооружением типа — Wind Corrected Munition Dispenser (WCMD), Joint Stand-Off Weapon (JSOW), и Joint Air-to-Surface Standoff Missile (JASSM).
  • Block F (1997—2008) — оснащение средством радиоэлектронной борьбы AN/ALQ-214 IDECM и системой предупреждения об облучении AN/ALR-56M.

Cockpit Upgrade Program (CUP) — программа по обновлению кабины пилотов. В рамках программы на B-1B были установлены ЖКД и прочие более продвинутые электронные датчики.Link-16 — программа по оснащению самолетов каналом связи Link-16, позволяющим автоматически обмениватся данными с другими самолетами в режиме реального времени.

Боевое применение

  • В 2001—2002 гг., в первые 6 месяцев военной операции «Несокрушимая свобода» восемь B1-B сбросили около 40 % всех боезарядов (по весу) доставленных коалиционными силами. В числе которых около 3900 корректируемых бомб JDAM.[12] 1 самолет потерян по техническим причинам.[13]
  • 19 марта 2011 года, во время военной операции «Одиссея. Рассвет» в Ливии, с аэродрома в Южной Дакоте были подняты два B-1B ВВС США. Совместно с тремя бомбардировщиками B-2 из базы ВВС Уайтмен штат Миссури они были направлены в Ливию. Продолжительность операции B-1B в Ливии составило примено 24 часа. За которые B-1B уничтожили 105, а B-2 45 целей. Среди которых были склады вооружений, объекты ПВО, командно-контрольные пункты, объекты обслуживания авиационной и прочей военной техники.[14][15]

Тактико-технические характеристики

Источник данных: Pace S., 1998; Logan D., Miller J., 1986; Ильин В. Е., Левин М. А., 1996.

B-1A B-1B Технические характеристики Лётные характеристики
Вооружение
ТТХ B-1 различных модификаций
Экипаж 4(командир, пилот, оператор вооружения и оператор оборонительных систем)
Длина, м 46 44,81
Размах крыла, м(при минимальном / максимальном угле стреловидности) 41,67 / 23,84
Высота, м 10,24
Площадь крыла, м² 181,2
Коэффициент удлинения крыла 9,6 / 3,14
Коэффициент сужения крыла 3,5 / —
Угол стреловидности по передней кромке 15° / 67,5°
Профиль крыла NA69-190-2
База шасси, м 17,53
Колея шасси, м 4,42
Масса пустого, кг 64 860 86 180
Максимальная взлётная масса, кг 176 800 216 365
Силовая установка 4 × ТРДДФ F101-GE-100 4 × ТРДДФ F101-GE-102
Бесфорсажная тяга, кН 4 × 75,6 4 × 64,9
Форсажная тяга, кН 4 × 132,8 4 × 136,9
Максимальная скорость , км/ч 2300 (2,22М) 1328 (1,25М) (на 15 240 м)1160 (0,92М) (на 61-152 м)
Практическая дальность, км(без дозаправки) 9817 12000
Практический потолок, м 18 900 18 290
Нагрузка на крыло, кг/м² (расч.)(При максимальной взлётной массе) 975,7 1194,1
Тяговооружённость (расч.)(При максимальной взлётной массе на/без форсажа) 0,306 / 0,174 0,258 / 0,122
Боевая нагрузка, кг 34 020 56 700[16][17](34 000 + 22 700 на внешних подвесках)
Ракеты «воздух-поверхность» 24+8 × AGM-69(внутр. + внеш.) 16 × AGM-12924 × AGM-8624 × AGM-158
Авиабомбы 24 × B61 или B6384 × Mk 8224 × Mk 8430 × CBU-87/89/9730 × CBU-103/104/10524 × GBU-3115 × GBU-3884 × мины Mk 628 × мин Mk 65

На вооружении

См. также

Аналоги Списки

Литература

  • Ильин В. Е., Левин М. А. Бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ, 1996. — Т. 1. — С. 243-270. — 272 с. — (Современная авиация). — ISBN 5-89327-004-5
  • Knaack, Marcelle Vol. 2 Post-World War II Bombers, 1945-1973. // Encyclopedia of US Air Force aircraft and missile systems. — Washington, D.C.: Office of Air Force History United States Air Force, 1988. — P. 575-594. — 619 p. — ISBN 0-912799-59-5
  • Pace, Steve Boeing North American B-1 Lancer. — North Branch, MN, USA: Specialty Press, 1998. — 100 p. — (WarbirdTech Vol. 19). — ISBN 1-58007-012-4
  • Logan, Don & Miller, Jay Rockwell International B-1A/B. — Arlington, Texas: Aerofax Inc., 1986. — 40 p. — (Aerofax Minigraph 24). — ISBN 0-942548-32-9
  • П. Иванов. Бомбардировщик B-1B: некоторые итоги первых лет эксплуатации // «Зарубежное военное обозрение», № 5, 1988. стр.37-38.
  • А. Боков. Радиоэлектронное оборудование бомбардировщика B-1B // «Зарубежное военное обозрение», № 2, 1989. стр.44-50

Ссылки

Примечания

  1. ↑ B-1B LANCER
  2. ↑ Pace, 1998, p. 84.
  3. ↑ B-1B LANCER
  4. ↑ Mehuron, Tamar A. «USAF Almanac: Facts and Figures» (data as of 30 September 2004). Air Force Magazine, May 2005. Retrieved: 3 July 2011.
  5. ↑ 1 2 Donald 1997, p. 723.
  6. ↑ Lewis, Paul and Erik Simonsen. «Offering Unique Solutions for Global Strike Force.» All Systems Go, (Boeing) Vol. 2, Issue 2, 2004. (copy on Archive.org) Retrieved: 8 October 2009.
  7. ↑ Hebert, Adam J. «Long-Range Strike in a Hurry.» Air Force Magazine, November 2004. Retrieved: 8 October 2009.
  8. ↑ 1 2 B-1B LANCER
  9. ↑ http://www.airforce-magazine.com/MagazineArchive/Magazine%20Documents/2010/May%202010/0510facts_figs.pdf
  10. ↑ GlobalSecurity.org - B-1B Upgrades  (англ.).
  11. ↑ Boeing - B-1B Lancer  (англ.). Архивировано из первоисточника 5 июня 2012.
  12. ↑ 1 2 US Air Force - B-1B Lancer Fact Sheet  (англ.). Архивировано из первоисточника 5 июня 2012.
  13. ↑ [1]Потери ВВС США в Афганистане
  14. ↑ Air Force Magazine - Bombers over Libia  (англ.). Архивировано из первоисточника 3 июня 2012.
  15. ↑ Wired Magazine - Two Bombers, 24 Hours, 100 Libyan Targets Destroyed  (англ.). Архивировано из первоисточника 3 июня 2012.
  16. ↑ North American Aircraft Rockwell International: B-1B - Книга фактов, стр. 12, таблица A-1a  (англ.). Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
  17. ↑ Управление Конгресса США по бюджету: Бомбардировщик B-1B и возможности его улучшения, стр. 85/111, таблица А-1  (англ.). Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.

veter.academic.ru

Rockwell B-1 Lancer - это... Что такое Rockwell B-1 Lancer?

Рокуэлл Интернешнл B-1 «Лансер» (англ. Rockwell International B-1 Lancer — Улан) — американский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности.

Разработан в 1970-80-х годах компанией Rockwell International. Состоит на вооружении Военно-воздушных сил США с 1986 года. Создавался в качестве носителя ядерного оружия для замены B-52, однако в начале 1990-х началось переоборудование самолётов B-1 для оснащения их обычными вооружениями.

В окончательной версии бомбардировщика (B-1B), реализована концепция низковысотного прорыва ПВО, посредством полета на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности.

История

Разработка этого самолета компанией Rockwell International пережила множество задержек, в основном из-за метаний теории стратегического баланса между гибким реагированием и ядерным паритетом. Первоначальная версия самолета, B-1A, разработана еще в начале 1970-х, но производство было прекращено после изготовления первых 4-х прототипов. В 1980 году на базе B-1A был создан B-1B как самолет низковысотного прорыва ПВО. B-1B поступил на вооружение ВВС США в 1986 году.

Самолет поступил в распоряжение стратегического командования ВВС США в качестве носителя ядерного оружия. В 1990-х его переоборудовали в носителя тактического вооружения.

В 1998 году самолет получил боевое крещение во время операции «Лиса пустыни» и во время операции НАТО в Косово в следующем году. Также самолет принимает участие в военных операциях США и НАТО в Ираке и Афганистане. B-1B олицетворяет сверхзвуковую составляющую дальней авиации США, наряду с дозвуковыми B-52 и B-2 Spirit.

B-1 является единственным находящимся на вооружении ВВС США самолётом с изменяемой стреловидностью крыла, после прекращения использования EF-111 Raven (модификация F-111) в 1998 году и F-14 Tomcat в 2006 году.

Разработка

Предыстория

В декабре 1957 года ВВС США приняли предложение компании North American Aviation заменить парк стратегических бомбардировщиков Boeing B-52 Stratofortress на North American XB-70 Valkyrie. B-70 — шестимоторный реактивный бомбардировщик способный на полет со скоростью 3 Маха на высоте 21 км, что делало его практически неуязвимым для истребителей противника. Советские перехватчики не могли перехватить летающий на такой высоте, как и разведчик Lockheed U-2. Валькирия к тому же могла развивать намного более высокую скорость. Однако к концу 1950-х зенитные ракеты (ЗУР) достигли такой степени развития, что могли сбивать высоколетящие цели, что и подтвердило сбитие Пауэрса в 1960 году над Уралом.

Ещё до сбития U-2 стратегическое командование ВВС США сочло необходимым изменить тактику на прорыв на низкой высоте. Эта тактика позволяла уменьшить расстояние, на котором производилось обнаружение самолета радарами ПВО. В то время ЗУР ПВО не обладали необходимой эффективностью при стрельбе по низколетящим целям. К тому же низколетящие цели с трудом поддавались обнаружению РЛС перехватчиков, летящих с превышением, из-за сложностей выделения цели на фоне подстилающей поверхности. Большое воздушное сопротивление на низких высотах вынудило использовать B-70 на трансзвуковых скоростях и значительно уменьшило радиус их применения. В результате оказалось, что Валькирия вынуждена летать на скоростях, сопоставимых со скоростью B-52, который она должна была заменить, к тому же обладает меньшим радиусом действия. Как неподходящий для новой роли и в связи с растущей ролью межконтинентальных баллистических ракет, проект Валькирии был закрыт по распоряжению президента США Дж. Кеннеди в 1961 году, а два построенных прототипа XB-70 использовались в сверхзвуковых исследованиях. В-52, никогда не предназначавшийся для низковысотного прорыва ПВО, смог опередить своего предполагаемого конкурента.

Модификации

Маневры двух B-1B над Нью-Мексико. 24 февраля 2010 года
  • B-1A (произведено 4 машины)Версия построенная по изначальному тех. заданию B-1, с регулируемыми воздухозаборниками и максимальной скоростью в 2,2 маха.[4][5]
  • B-1B (произведено 100 машин)Пересмотренный вариант B-1, с применением технологий радиолокационной малозаметности и максимальной скоростью 1,25 маха. Реализована концепция самолета низковысотного прорыва ПВО, посредством возможности полета на сверхнизких высотах с огибанием рельефа местности.[5]
  • B-1R (в стадии разработки)Вариант выдвинутый в качестве модернизации B-1B.[6]По замыслу разработкичов, B-1R (R — обозначает «региональный») должен получить новые радары, ракеты класса воздух-воздух, и новые двигатели Pratt & Whitney F119. Предположительно, данный вариант самолета будет иметь максимальную скорость в 2,2 маха, но дальность полета на 20 % меньше чем предшественник.[7]

Модернизации

В 2012 году на вооружении ВВС США состоит 66 бомбардировщика B-1B[8], средний возраст которых составил 24,1 года[9]. В связи с этим данные бомбардировщики прошли и проходят ряд модернизаций.

Conventional Mission Upgrade Program (CMUP) — программа начавшаяся в 1993-ем году, по переоборудованию B-1B для оснащения их обычными вооружениями.[10]В рамках программы были реализованы следующие модернизации:

  • Block B — обновление программного обеспечения бортовых систем.
  • Block С — оснащение кластерными бомбами CBU-87/89/97.
  • Block D (1993—2003) — оснащение буксируемой волоконно-оптической системой ложных целей AN/ALE-50, коммуникационной системой AN/ARC-210, добавление в авионику поддежки GPS навигации, оснащение высокоточными корректируемыми бомбами GBU-31 Joint Direct Attack Munition (JDAM).
  • Block E (1996—2004) — модернизация информационных систем для поддержки более широкой номенклатуры вооружений, интеграция с вооружением типа — Wind Corrected Munition Dispenser (WCMD), Joint Stand-Off Weapon (JSOW), и Joint Air-to-Surface Standoff Missile (JASSM).
  • Block F (1997—2008) — оснащение средством радиоэлектронной борьбы AN/ALQ-214 IDECM и системой предупреждения об облучении AN/ALR-56M.

Cockpit Upgrade Program (CUP) — программа по обновлению кабины пилотов. В рамках программы на B-1B были установлены ЖКД и прочие более продвинутые электронные датчики.Link-16 — программа по оснащению самолетов каналом связи Link-16, позволяющим автоматически обмениватся данными с другими самолетами в режиме реального времени.

Боевое применение

  • В 2001—2002 гг., в первые 6 месяцев военной операции «Несокрушимая свобода» восемь B1-B сбросили около 40 % всех боезарядов (по весу) доставленных коалиционными силами. В числе которых около 3900 корректируемых бомб JDAM.[12] 1 самолет потерян по техническим причинам.[13]
  • 19 марта 2011 года, во время военной операции «Одиссея. Рассвет» в Ливии, с аэродрома в Южной Дакоте были подняты два B-1B ВВС США. Совместно с тремя бомбардировщиками B-2 из базы ВВС Уайтмен штат Миссури они были направлены в Ливию. Продолжительность операции B-1B в Ливии составило примено 24 часа. За которые B-1B уничтожили 105, а B-2 45 целей. Среди которых были склады вооружений, объекты ПВО, командно-контрольные пункты, объекты обслуживания авиационной и прочей военной техники.[14][15]

Тактико-технические характеристики

Источник данных: Pace S., 1998; Logan D., Miller J., 1986; Ильин В. Е., Левин М. А., 1996.

B-1A B-1B Технические характеристики Лётные характеристики Вооружение
ТТХ B-1 различных модификаций
Экипаж 4(командир, пилот, оператор вооружения и оператор оборонительных систем)
Длина, м 46 44,81
Размах крыла, м(при минимальном / максимальном угле стреловидности) 41,67 / 23,84
Высота, м 10,24
Площадь крыла, м² 181,2
Коэффициент удлинения крыла 9,6 / 3,14
Коэффициент сужения крыла 3,5 / —
Угол стреловидности по передней кромке 15° / 67,5°
Профиль крыла NA69-190-2
База шасси, м 17,53
Колея шасси, м 4,42
Масса пустого, кг 64 860 86 180
Максимальная взлётная масса, кг 176 800 216 365
Силовая установка 4 × ТРДДФ F101-GE-100 4 × ТРДДФ F101-GE-102
Бесфорсажная тяга, кН 4 × 75,6 4 × 64,9
Форсажная тяга, кН 4 × 132,8 4 × 136,9
Максимальная скорость , км/ч 2300 (2,22М) 1328 (1,25М) (на 15 240 м)1160 (0,92М) (на 61-152 м)
Практическая дальность, км(без дозаправки) 9817 12000
Практический потолок, м 18 900 18 290
Нагрузка на крыло, кг/м² (расч.)(При максимальной взлётной массе) 975,7 1194,1
Тяговооружённость (расч.)(При максимальной взлётной массе на/без форсажа) 0,306 / 0,174 0,258 / 0,122
Боевая нагрузка, кг 34 020 56 700[16][17](34 000 + 22 700 на внешних подвесках)
Ракеты «воздух-поверхность» 24+8 × AGM-69(внутр. + внеш.) 16 × AGM-12924 × AGM-8624 × AGM-158
Авиабомбы 24 × B61 или B6384 × Mk 8224 × Mk 8430 × CBU-87/89/9730 × CBU-103/104/10524 × GBU-3115 × GBU-3884 × мины Mk 628 × мин Mk 65

На вооружении

См. также

Аналоги Списки

Литература

  • Ильин В. Е., Левин М. А. Бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ, 1996. — Т. 1. — С. 243-270. — 272 с. — (Современная авиация). — ISBN 5-89327-004-5
  • Knaack, Marcelle Vol. 2 Post-World War II Bombers, 1945-1973. // Encyclopedia of US Air Force aircraft and missile systems. — Washington, D.C.: Office of Air Force History United States Air Force, 1988. — P. 575-594. — 619 p. — ISBN 0-912799-59-5
  • Pace, Steve Boeing North American B-1 Lancer. — North Branch, MN, USA: Specialty Press, 1998. — 100 p. — (WarbirdTech Vol. 19). — ISBN 1-58007-012-4
  • Logan, Don & Miller, Jay Rockwell International B-1A/B. — Arlington, Texas: Aerofax Inc., 1986. — 40 p. — (Aerofax Minigraph 24). — ISBN 0-942548-32-9
  • П. Иванов. Бомбардировщик B-1B: некоторые итоги первых лет эксплуатации // «Зарубежное военное обозрение», № 5, 1988. стр.37-38.
  • А. Боков. Радиоэлектронное оборудование бомбардировщика B-1B // «Зарубежное военное обозрение», № 2, 1989. стр.44-50

Ссылки

Примечания

  1. ↑ B-1B LANCER
  2. ↑ Pace, 1998, p. 84.
  3. ↑ B-1B LANCER
  4. ↑ Mehuron, Tamar A. «USAF Almanac: Facts and Figures» (data as of 30 September 2004). Air Force Magazine, May 2005. Retrieved: 3 July 2011.
  5. ↑ 1 2 Donald 1997, p. 723.
  6. ↑ Lewis, Paul and Erik Simonsen. «Offering Unique Solutions for Global Strike Force.» All Systems Go, (Boeing) Vol. 2, Issue 2, 2004. (copy on Archive.org) Retrieved: 8 October 2009.
  7. ↑ Hebert, Adam J. «Long-Range Strike in a Hurry.» Air Force Magazine, November 2004. Retrieved: 8 October 2009.
  8. ↑ 1 2 B-1B LANCER
  9. ↑ http://www.airforce-magazine.com/MagazineArchive/Magazine%20Documents/2010/May%202010/0510facts_figs.pdf
  10. ↑ GlobalSecurity.org - B-1B Upgrades  (англ.).
  11. ↑ Boeing - B-1B Lancer  (англ.). Архивировано из первоисточника 5 июня 2012.
  12. ↑ 1 2 US Air Force - B-1B Lancer Fact Sheet  (англ.). Архивировано из первоисточника 5 июня 2012.
  13. ↑ [1]Потери ВВС США в Афганистане
  14. ↑ Air Force Magazine - Bombers over Libia  (англ.). Архивировано из первоисточника 3 июня 2012.
  15. ↑ Wired Magazine - Two Bombers, 24 Hours, 100 Libyan Targets Destroyed  (англ.). Архивировано из первоисточника 3 июня 2012.
  16. ↑ North American Aircraft Rockwell International: B-1B - Книга фактов, стр. 12, таблица A-1a  (англ.). Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
  17. ↑ Управление Конгресса США по бюджету: Бомбардировщик B-1B и возможности его улучшения, стр. 85/111, таблица А-1  (англ.). Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.

biograf.academic.ru

Rockwell B-1 Lancer — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Рокуэлл Интернешнл B-1 «Лансер» (англ. Rockwell International B-1 Lancer — Улан) — американский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности.

Разработан в 1970-80-х годах компанией Rockwell International. Состоит на вооружении Военно-воздушных сил США с 27 июля 1985 года. Создавался в качестве носителя ядерного оружия для замены B-52, однако в начале 1990-х началось переоборудование самолётов B-1 для оснащения их обычными вооружениями.

В окончательной версии бомбардировщика (B-1B) реализована концепция маловысотного прорыва ПВО посредством полёта на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности.

История

Разработка этого самолёта компанией Rockwell International пережила множество задержек, в основном из-за сложности теории стратегического баланса между гибким реагированием и ядерным паритетом[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.)]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.)]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.)]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.Rockwell B-1 LancerОшибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.Rockwell B-1 LancerОшибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.Rockwell B-1 Lancer[источник не указан 1265 дней]. Первоначальная версия самолёта, B-1A, разработана ещё в начале 1970-х, но производство было прекращено после изготовления первых 4 прототипов. В 1980 году на базе B-1A был создан B-1B как самолёт маловысотного прорыва ПВО. B-1B поступил на вооружение ВВС США в 1985 году.

Самолёт поступил в распоряжение стратегического командования ВВС США в качестве носителя ядерного оружия. В 1990-х его переоборудовали в носителя тактического вооружения.

В 1998 году самолёт получил боевое крещение во время операции «Лиса пустыни» и во время операции НАТО в Косово в следующем году. Также самолёт принимает участие в военных операциях США и НАТО в Ираке и Афганистане. B-1B олицетворяет сверхзвуковую составляющую дальней авиации США, наряду с дозвуковыми B-52 и B-2 Spirit.

B-1 является единственным находящимся на вооружении ВВС США самолётом с изменяемой стреловидностью крыла, после прекращения использования EF-111 Raven (модификация F-111) в 1998 году и F-14 Tomcat в 2006 году.

Разработка

Предыстория

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

В декабре 1957 года ВВС США приняли предложение компании North American Aviation заменить парк стратегических бомбардировщиков Boeing B-52 Stratofortress на North American XB-70 Valkyrie. XB-70 — шестимоторный реактивный бомбардировщик, способный на полёт со скоростью 3 Маха на высоте 21 км, что делало его практически неуязвимым для истребителей противника. Советские самолёты-перехватчики не могли перехватить самолёт летающий на такой высоте, как и разведчик Lockheed U-2. Валькирия к тому же могла развивать намного более высокую скорость. К концу 1950-х зенитные ракеты (ЗУР) достигли такой степени развития, что могли сбивать высоколетящие цели, что и подтвердило сбитие Пауэрса в 1960 году над Уралом.

Ещё до сбития U-2 стратегическое командование ВВС США сочло необходимым изменить тактику на прорыв на малой высоте. Эта тактика позволяла уменьшить расстояние, на котором производилось обнаружение самолёта радарами ПВО. В то время ЗУР ПВО не обладали необходимой эффективностью при стрельбе по низколетящим целям. К тому же низколетящие цели с трудом поддавались обнаружению радиолокаторами перехватчиков из-за сложностей выделения цели на фоне подстилающей поверхности. Большое воздушное сопротивление на низких высотах вынудило использовать XB-70 на околозвуковых скоростях и значительно уменьшило радиус их применения. В итоге оказалось, что Валькирия вынуждена летать на скоростях, сопоставимых со скоростью B-52, который она должна была заменить, к тому же обладает меньшим радиусом действия. Как неподходящий для новой роли и в связи с растущей ролью межконтинентальных баллистических ракет, проект Валькирии был закрыт по распоряжению президента США Джоном Кеннеди в 1961 году, а два построенных прототипа XB-70 использовались в сверхзвуковых исследованиях. В-52, никогда не предназначавшийся для маловысотного прорыва ПВО, смог опередить своего предполагаемого конкурента и остался в строю еще на 55 лет.

Модификации

  • B-1A (произведено 4 машины)Версия построенная по изначальному тех. заданию B-1, с регулируемыми воздухозаборниками и максимальной скоростью в 2,2 маха[3][4].
  • B-1B (произведено 100 машин)Пересмотренный вариант B-1, с применением технологий радиолокационной малозаметности и максимальной скоростью 1,25 маха. Реализована концепция самолёта маловысотного прорыва ПВО, посредством возможности полёта на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности[4].
  • B-1R (в стадии разработки)Вариант выдвинутый в качестве модернизации B-1B[5]. По замыслу разработчиков, B-1R (R — обозначает «региональный») должен получить новые РЛС, ракеты класса воздух-воздух и новые двигатели Pratt & Whitney F119. Предположительно, данный вариант самолёта будет иметь максимальную скорость в 2,2 маха, но дальность полёта на 20 % меньше, чем предшественник[6].

Модернизации

В 2012 году на вооружении ВВС США состоит 66 бомбардировщиков B-1B[1], средний возраст которых составил 24,1 года[7]. В связи с этим данные бомбардировщики прошли и проходят ряд модернизаций.

Conventional Mission Upgrade Program (CMUP) — программа начавшаяся в 1993-ем году, по переоборудованию B-1B для оснащения их обычными вооружениями[8]. В рамках программы были реализованы следующие модернизации:

  • Block B — обновление программного обеспечения бортовых систем.
  • Block С — оснащение кластерными бомбами CBU-87/89/97.
  • Block D (1993—2003) — оснащение буксируемой волоконно-оптической системой ложных целей AN/ALE-50, коммуникационной системой AN/ARC-210, добавление в авионику поддежки GPS навигации, оснащение высокоточными корректируемыми бомбами GBU-31 Joint Direct Attack Munition (JDAM).
  • Block E (1996—2004) — модернизация информационных систем для поддержки более широкой номенклатуры вооружений, интеграция с вооружением типа — Wind Corrected Munition Dispenser (WCMD), Joint Stand-Off Weapon (JSOW), и Joint Air-to-Surface Standoff Missile (JASSM).
  • Block F (1997—2008) — оснащение средством радиоэлектронной борьбы AN/ALQ-214 IDECM и системой предупреждения об облучении AN/ALR-56M.

Cockpit Upgrade Program (CUP) — программа по обновлению кабины пилотов. В рамках программы на B-1B были установлены ЖКД и прочие более продвинутые электронные устройства. Link-16 — программа по оснащению самолётов каналом связи Link-16, позволяющим автоматически обмениваться данными с другими самолётами в режиме реального времени.

При проведении модернизации B-1B, ВВС США планирует сохранить данные самолеты на вооружении, до 2038 года[9]

Боевое применение

  • В 2001—2002 гг., в первые 6 месяцев военной операции «Несокрушимая свобода» восемь B1-B сбросили около 40 % всех боезарядов (по весу), доставленных коалиционными силами, числе которых — около 3900 корректируемых бомб JDAM[11][9]. 1 самолёт потерян по техническим причинам[12].
  • 19 марта 2011 года, во время военной операции «Одиссея. Рассвет» в Ливии, с аэродрома в Южной Дакоте были подняты два B-1B ВВС США. Совместно с тремя бомбардировщиками Northrop B-2 Spirit с базы ВВС Уайтмен, штат Миссури, они были направлены в Ливию. Продолжительность операции B-1B в Ливии составила около 24 часов. В этой операции B-1B уничтожили 105 целей, а Northrop B-2 Spirit — 45 целей. Среди них склады вооружений, объекты ПВО, командно-контрольные пункты, объекты обслуживания авиационной и прочей военной техники[13][14][9].
  • С октября 2014 года по январь 2016 года B-1B ВВС США участвовали в воздушных ударах по боевикам ИГИЛ в Сирии в городе Кобани[15]. За это время доля вылетов B-1B составила 3 % от общего числа вылетов авиации, противостоящей ИГИЛ, а доля сброшенных бомб и других боеприпасов — 40 %.[16] Участвовавшие в операции самолёты планируется модернизировать летом 2016 года.

Потери

Десять B-1B были потеряны в результате катастроф. В период с 1984 по 2001 год, 17 членов экипажа погибло в результате катастроф и происшествий с B-1B.

  • 19 сентября 1997 года при выполнении учебно-тренировочного полёта на малой высоте разбился один B-1B[17]

Тактико-технические характеристики

Источник данных: Pace S., 1998; Logan D., Miller J., 1986; Ильин В. Е., Левин М. А., 1996.

B-1A B-1B Технические характеристики Лётные характеристики Вооружение
ТТХ B-1 различных модификаций
Экипаж 4 (командир, пилот, оператор вооружения и оператор оборонительных систем)
Длина, м 46 44,81
Размах крыла, м (при минимальном / максимальном угле стреловидности) 41,67 / 23,84
Высота, м 10,24
Площадь крыла, м² 181,2
Коэффициент удлинения крыла 9,6 / 3,14
Коэффициент сужения крыла 3,5 / —
Угол стреловидности по передней кромке 15° / 67,5°
Профиль крыла NA69-190-2
База шасси, м 17,53
Колея шасси, м 4,42
Масса пустого, кг 64 860 86 180
Максимальная взлётная масса, кг 176 800 216 365
Силовая установка 4 × ТРДДФ F101-GE-100 4 × ТРДДФ F101-GE-102
Бесфорсажная тяга, кН 4 × 75,6 4 × 64,9
Форсажная тяга, кН 4 × 132,8 4 × 136,9
Максимальная скорость, км/ч 2300 (М=2,22) 1328 (М=1,25) (на 15 240 м) 1160 (М=0,92) (на 61-152 м)
Практическая дальность, км (без дозаправки) 9817 12000
Практический потолок, м 18 900 18 290
Нагрузка на крыло, кг/м² (расч.) (При максимальной взлётной массе) 975,7 1194,1
Тяговооружённость (расч.)(При максимальной взлётной массе на/без форсажа) 0,306 / 0,174 0,258 / 0,122
Боевая нагрузка, кг 34 020 56 700[18][19](34 000 + 22 700 на внешних подвесках)
Ракеты «воздух-поверхность» 24+8 × AGM-69(внутр. + внеш.) 24 × AGM-158
Авиабомбы 24 × B61 или B63 84 × Mk 8224 × Mk 8430 × CBU-87/89/9730 × CBU-103/104/10524 × GBU-3115 × GBU-3884 × мины Mk 628 × мин Mk 65

На вооружении

ВВС США — 63 B-1B Lancer, по состоянию на 2016 год.

См. также

Напишите отзыв о статье "Rockwell B-1 Lancer"

Литература

  • Ильин В. Е., Левин М. А. Бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ, 1996. — Т. 1. — С. 243-270. — 272 с. — (Современная авиация). — ISBN 5-89327-004-5.
  • Knaack, Marcelle. Vol. 2 Post-World War II Bombers, 1945-1973. // [http://www.airforcehistory.hq.af.mil/Publications/fulltext/encyclopedia_postww2_bombers.pdf Encyclopedia of US Air Force aircraft and missile systems]. — Washington, D.C.: Office of Air Force History United States Air Force, 1988. — P. 575-594. — 619 p. — ISBN 0-912799-59-5.
  • Pace, Steve. Boeing North American B-1 Lancer. — North Branch, MN, USA: Specialty Press, 1998. — 100 p. — (WarbirdTech Vol. 19). — ISBN 1-58007-012-4.
  • Logan, Don & Miller, Jay. Rockwell International B-1A/B. — Arlington, Texas: Aerofax Inc., 1986. — 40 p. — (Aerofax Minigraph 24). — ISBN 0-942548-32-9.
  • П. Иванов. Бомбардировщик B-1B: некоторые итоги первых лет эксплуатации // «Зарубежное военное обозрение», № 5, 1988. стр.37-38.
  • А. Боков. Радиоэлектронное оборудование бомбардировщика B-1B // «Зарубежное военное обозрение», № 2, 1989. стр.44-50

Ссылки

  • [http://www.airwar.ru/enc/bomber/b1.html] — B-1A: ЛТХ и дополнительная информация
  • [http://www.airwar.ru/enc/bomber/b1b.html] — B-1B: ЛТХ и дополнительная информация
  • [//tools.wmflabs.org/geohack/geohack.php?language=ru&pagename=Rockwell_B-1_Lancer&params=32_24_55.63_N_99_50_55.03_W_scale:1000 32°24′55″ с. ш. 99°50′55″ з. д. / 32.4154528° с. ш. 99.8486194° з. д. / 32.4154528; -99.8486194] [//maps.google.com/maps?ll=32.4154528,-99.8486194&q=32.4154528,-99.8486194&spn=0.001,0.001&t=h&hl=ru (G)] [http://www.openstreetmap.org/?mlat=32.4154528&mlon=-99.8486194&zoom=18 (O)] [//yandex.ru/maps/?ll=-99.8486194,32.4154528&pt=-99.8486194,32.4154528&spn=0.001,0.001&l=sat,skl (Я)] B-1 Lancer Седьмого бомбардировочного крыла (7th Bomb Wing) (снимок из космоса)

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 [http://archive.is/20121212202213/http://www.af.mil/information/factsheets/factsheet.asp?fsID=81 B-1B LANCER]
  2. ↑ Pace, 1998, p. 84.
  3. ↑ Mehuron, Tamar A. [http://www.airforce-magazine.com/MagazineArchive/Magazine%20Documents/2005/May%202005/0505facts_figs.pdf «USAF Almanac: Facts and Figures» (data as of 30 September 2004).] Air Force Magazine, May 2005. Retrieved: 3 July 2011.
  4. ↑ 1 2 Donald 1997, p. 723.
  5. ↑ Lewis, Paul and Erik Simonsen. [http://web.archive.org/web/20071212053150/http://www.boeing.com/ids/allsystemsgo/issues/vol2/num2/story01.html «Offering Unique Solutions for Global Strike Force.»] All Systems Go, (Boeing) Vol. 2, Issue 2, 2004. (copy on Archive.org) Retrieved: 8 October 2009.
  6. ↑ Hebert, Adam J. [http://www.airforce-magazine.com/MagazineArchive/Pages/2004/November%202004/1104strike.aspx «Long-Range Strike in a Hurry.»] Air Force Magazine, November 2004. Retrieved: 8 October 2009.
  7. ↑ [http://www.airforce-magazine.com/MagazineArchive/Magazine%20Documents/2010/May%202010/0510facts_figs.pdf Air Force Magazine]
  8. ↑ [http://www.globalsecurity.org/wmd/systems/b-1b-upgrades.htm GlobalSecurity.org - B-1B Upgrades] (англ.).
  9. ↑ 1 2 3 4 Rockwell B-1. Служба и боевое применение. Мировая авиация. Выпуск 228, 2013г.
  10. ↑ [http://www.boeing.com/history/bna/b1b.htm Boeing - B-1B Lancer] (англ.). [http://www.webcitation.org/68BFw2KVB Архивировано из первоисточника 5 июня 2012].
  11. ↑ 1 2 [http://www.af.mil/information/factsheets/factsheet.asp?id=81 US Air Force - B-1B Lancer Fact Sheet] (англ.). [http://www.webcitation.org/68BFwhpL2 Архивировано из первоисточника 5 июня 2012].
  12. ↑ [http://www.kommersant.ru/doc/331337] Потери ВВС США в Афганистане
  13. ↑ [http://www.airforce-magazine.com/MagazineArchive/Pages/2011/July%202011/0711libya.aspx Air Force Magazine - Bombers over Libia] (англ.). [http://www.webcitation.org/688aOU0Dg Архивировано из первоисточника 3 июня 2012].
  14. ↑ [http://www.wired.com/dangerroom/2011/07/two-bombers-24-hours-100-libyan-targets-destroyed-ready Wired Magazine - Two Bombers, 24 Hours, 100 Libyan Targets Destroyed] (англ.). [http://www.webcitation.org/688aPAYJc Архивировано из первоисточника 3 июня 2012].
  15. ↑ [http://lenta.ru/photo/2014/10/13/kobani/#2 Курдский выступ. Сражение за Кобани]
  16. ↑ [http://lenta.ru/news/2016/03/05/us/ США отправят на борьбу с «Исламским государством» бомбардировщики B-52]. lenta.ru (5 марта 2016). Проверено 5 марта 2016.
  17. ↑ США // «Зарубежное военное обозрение», № 1 (610), 1998. стр.36
  18. ↑ [http://www.fas.org/nuke/guide/usa/bomber/b1b-factbook.pdf North American Aircraft Rockwell International: B-1B - Книга фактов, стр. 12, таблица A-1a] (англ.). [http://www.webcitation.org/68ezgoBfm Архивировано из первоисточника 24 июня 2012].
  19. ↑ [http://www.cbo.gov/sites/default/files/cbofiles/ftpdocs/62xx/doc6257/doc07b-entire.pdf Управление Конгресса США по бюджету: Бомбардировщик B-1B и возможности его улучшения, стр. 85/111, таблица А-1] (англ.). [http://www.webcitation.org/68ezhKF1R Архивировано из первоисточника 24 июня 2012].

Отрывок, характеризующий Rockwell B-1 Lancer

– Как ты сюда попала?!!!.. Ты же говорила – тебе нельзя сюда приходить?!.. – забыв даже поблагодарить малышку за устроенную ею красоту, ошалело спросила я. – Так я ведь и не знала!.. – воскликнула Стелла. – Просто думала вчера о тех умерших, которым ты помогала, и спросила бабушку, как же они смогли придти обратно. Оказалось – можно, только надо знать, как это делать! Вот я и пришла. Разве ты не рада?.. – Ой, ну, конечно же, рада! – тут же заверила я, а сама панически пыталась что-то придумать, чтобы возможно было одновременно общаться и с ней, и со всеми остальными моими гостями, ничем не выдавая ни её, ни себя. Но тут неожиданно произошёл ещё больший сюрприз, который полностью вышиб меня из и так уже достаточно усложнившейся колеи.... – Ой, сколько свето-о-ськов!... А класи-и-во как, ба-а-тюски!!!... – в полном восторге, шепелявя пропищал, крутившийся «волчком» на маминых коленях, трёхлетний малыш. – И ба-а-боськи!... А бабоськи какие больсы-ы-е! Я остолбенело на него уставилась, и какое-то время так и сидела, не в состоянии произнести ни слова. А малыш, как ни в чём не бывало, счастливо продолжал лопотать и вырываться из крепко его державших маминых рук, чтобы «пощупать» все эти вдруг откуда-то неожиданно свалившиеся, да ещё такие яркие и такие разноцветные, «красивости».... Стелла, поняв, что кто-то ещё её увидел, от радости начала показывать ему разные смешные сказочные картинки, чем малыша окончательно очаровала, и тот, со счастливым визгом, прыгал на маминых коленях от лившегося «через край» дикого восторга... – Девоська, девоська, а кто ты девоська?!. Ой, ба-а-тюски, какой больсой ми-и-ска!!! И совсем лозавенкий! Мама, мама, а мозно я возьму его домой?.. Ой, а пти-и-ськи какие блестя-я-сие!... И клылыски золотые!.. Его широко распахнутые голубые глазёнки с восторгом ловили каждое новое появление «яркого и необычного», а счастливая мордашка радостно сияла – малыш принимал всё происходящее по-детски естественно, как будто именно так оно и должно было быть... Ситуация полностью уходила из под контроля, но я ничего не замечала вокруг, думая в тот момент только об одном – мальчик видел!!! Видел так же, как видела я!.. Значит, всё-таки это было правдой, что существуют где-то ещё такие люди?.. И значит – я была совершенно нормальной и совсем не одинокой, как думала вначале!. Значит, это и вправду был Дар?.. Видимо, я слишком ошарашено и пристально его разглядывала, так как растерянная мама сильно покраснела и сразу же кинулась «успокаивать» сынишку, чтобы только никто не успел услышать, о чём он говорит... и тут же стала мне доказывать, что «это он просто всё придумывает, и что врач говорит (!!!), что у него очень буйная фантазия... и не надо обращать на него внимания!..». Она очень нервничала, и я видела, что ей очень хотелось бы прямо сейчас отсюда уйти, только бы избежать возможных вопросов... – Пожалуйста, только не волнуйтесь! – умоляюще, тихо произнесла я. – Ваш сын не придумывает – он видит! Так же, как и я. Вы должны ему помочь! Пожалуйста, не ведите его больше к доктору, мальчик у вас особенный! А врачи всё это убьют! Поговорите с моей бабушкой – она вам многое объяснит... Только не ведите его больше к доктору, пожалуйста!.. – я не могла остановиться, так как моё сердце болело за этого маленького, одарённого мальчонку, и мне дико хотелось, чего бы это ни стоило, его «сохранить»!.. – Вот смотрите, сейчас я ему что-то покажу и он увидит – а вы нет, потому что у него есть дар, а у вас нет, – и я быстренько воссоздала Стеллиного красного дракончика. – О-о-й, сто-о это?!.. – в восторге захлопал в ладошки мальчик. – Это длаконсик, да? Как в скаске – длаконсик?.. Ой какой он кра-а-сный!.. Мамоська, смотли – длаконсик! – У меня дар тоже был, Светлана... – тихо прошептала соседка. – Но я не допущу, чтобы мой сын так же из-за этого страдал. Я уже выстрадала за обоих... У него должна быть другая жизнь!.. Я даже подскочила от неожиданности!.. Значит она видела?! И знала?!.. – тут уж меня просто прорвало от возмущения... – А вы не думали, что он, возможно, имеет право сам выбирать? Это ведь его жизнь! И если вы не смогли с этим справиться, это ещё не значит, что не сможет и он! Вы не имеете права отнимать у него его дар ещё до того, как он поймёт, что он у него есть!.. Это, как убийство – вы хотите убить его часть, о которой он даже ещё не слыхал!.. – возмущённо шипела на неё я, а внутри у меня всё просто «стояло дыбом» от такой страшной несправедливости! Мне хотелось во что бы то ни стало убедить эту упёртую женщину оставить в покое её чудесного малыша! Но я чётко видела по её грустному, но очень уверенному взгляду, что вряд ли на данный момент мне удастся её убедить в чём-то вообще, и я решила оставить на сегодня свои попытки, а позже поговорить с бабушкой, и возможно, вдвоём придумать, что бы здесь такое можно было бы предпринять... Я только грустно взглянула на женщину и ещё раз попросила: – Пожалуйста, не ведите его к врачу, вы же знаете, что он не больной!.. Она лишь натянуто улыбнулась в ответ, и быстренько забрав с собой малыша, вышла на крыльцо, видимо, подышать свежим воздухом, которого (я была в этом уверенна) ей в данный момент очень не хватало... Я очень хорошо знала эту соседку. Она была довольно приятной женщиной, но, что меня поразило когда-то более всего, это то, что она была одной из тех людей, которые пытались полностью «изолировать» от меня своих детей и травили меня после злосчастного случая с «зажиганием огня»!.. (Хотя её старший сын, надо отдать ему должное, никогда меня не предавал и, несмотря ни на какие запреты, до сих пор продолжал со мной дружить). Она, кто, как теперь оказалось, лучше всех остальных знала, что я была полностью нормальной и ничем не опасной девочкой! И что я, точно так же, как когда-то она, просто искала правильный выход из того «непонятного и неизвестного», во что так нежданно-негаданно швырнула меня судьба... Вне всякого сомнения, страх должен являться очень сильным фактором в нашей жизни, если человек может так легко предать и так просто отвернуться от того, кто так сильно нуждается в помощи, и кому он с лёгкостью мог бы помочь, если б не тот же самый, так глубоко и надёжно в нём поселившийся страх... Конечно же, можно сказать, что я не знаю, что с ней когда-то происходило, и что заставила её перенести злая и безжалостная судьба... Но, если бы я узнала, что кто-то в самом начале жизни имеет тот же дар, который заставил меня столько страдать, я бы сделала всё, что было бы в моих силах, чтобы хоть как-то помочь или направить на верный путь этого другого одарённого человека, чтобы ему не пришлось так же слепо «блуждать в потёмках» и так же сильно страдать... А она, вместо помощи, наоборот – постаралась меня «наказать», как наказывали другие, но эти другие хотя бы уж не знали, что это было и пытались честно защитить своих детей от того, чего они не могли объяснить или понять. И вот она, как ни в чём не бывало, пришла сегодня к нам в гости со своим маленьким сынишкой, который оказался точно таким же «одарённым» как я, и которого она дико боялась кому-то показать, чтобы не дай Бог, кто-то не увидел, что её милый малыш является таким же точно «проклятием», каким являлась, по её «показному» понятию, я... Теперь я была уверена, что ей не доставило большого удовольствия к нам приходить, но отказать она тоже не очень-то могла, по той простой причине, что её старший сын – Альгис – был приглашён на мой день рождения, и с её стороны не было ни какой серьёзной причины, чтобы его не пустить, и было бы уже чересчур невоспитанно и «не по-соседски», если бы она на это пошла. А пригласили мы её по той простой причине, что жили они от нас через три улицы, и возвращаться вечером домой её сыну пришлось бы одному, поэтому, естественно поняв, что мать будет волноваться, мы решили, что будет правильнее пригласить её также вместе с её маленьким сынишкой провести вечер за нашим праздничным столом. А она «бедная», как я теперь понимала, здесь всего лишь мучилась, ожидая возможности как можно скорее нас покинуть, и по возможности без каких-либо происшествий, как можно раньше вернуться домой... – Ты в порядке, милая? – прозвучал рядом ласковый мамин голос. Я тут же ей как можно увереннее улыбнулась и сказала, что, конечно же, я в полном порядке. А у самой, от всего происходящего кружилась голова, и душа уже начинала «уходить в пятки», так как я видела, что ребята понемногу начинают на меня оборачиваться и, хочешь-не-хочешь, мне приходилось быстренько брать себя в руки и «установить» над своими разбушевавшимися эмоциями «железный контроль»... Я была основательно «вышиблена» из своего привычного состояния и, к большому стыду, совершенно забыла про Стеллу... Но малышка тут же постаралась о себе напомнить. – А ты ведь говорила, что у тебя нет друзей, а их вон даже сколько?!.. – удивлённо и даже как-то чуть-чуть расстроено, спросила Стелла. – Это не те друзья, которые настоящие. Это просто ребята, с которыми я рядом живу или с которыми вместе учусь. Они не такие, как ты. А вот ты – настоящая. Стелла сразу же засияла... А я, «отключённо» ей улыбаясь, лихорадочно пыталась найти какой-то выход, абсолютно не зная, каким образом из этого «скользкого» положения выйти, и уже начинала нервничать, так как ни за что не хотела обижать свою лучшую подругу, но наверняка знала, что скоро моё «странное» поведение обязательно начнут замечать... И опять посыпятся глупые вопросы, на которые у меня сегодня не было ни малейшего желания отвечать. – Ух ты, какая у вас здесь вкуснятина!!! – в восторге разглядывая праздничный стол, затараторила Стелла. – Как жалко, я уже не могу попробовать!.. А что тебе подарили сегодня? А можно мне посмотреть?.. – как обычно, из неё градом сыпались вопросы. – Мне подарили мою любимую лошадку!.. И ещё много всего, я даже ещё не смотрела. Но я тебе обязательно всё покажу! Стелла просто искрилась от счастья быть вместе со мной здесь, на Земле, а я всё больше терялась, никак не находя решения из создавшегося щекотливого положения. – Как это всё красиво!.. И как же всё-таки это наверное вкусно!.. – Какая ты счастливая – есть такое! – Ну, я тоже такого не получаю каждый день, – засмеялась я. Бабушка за мной лукаво наблюдала, видимо от души забавляясь возникшей ситуацией, но пока не собиралась мне помогать, как всегда сперва ожидая, что же я такое предприниму сама. Но мне, наверное, от слишком бурных сегодняшних эмоций, как на зло, ничего не приходило в голову... И я уже серьёзно начинала паниковать. – Ой, а вот и твоя бабушка! Можно я приглашу сюда свою? – радостно предложила Стелла. – Нет!!! – сразу же мысленно чуть ли не закричала я, но обижать малышку было никак нельзя, и я, с самым счастливым видом, который в тот момент сумела изобразить, радостно сказала: – Ну, конечно же – приглашай! И тут же, в дверях появилась всё та же самая, теперь уже хорошо мне знакомая, удивительная старушка... – Здравствуйте, дорогие, я тут к Анне Фёдоровне шла, а попала прямо на пир. Вы уж простите за вторжение... – Да что вы, заходите пожалуйста! Места всем хватит! – ласково предложил папа, и очень внимательно уставился прямо на меня... Хотя на моего «гостя» или «школьного товарища» Стеллина бабушка никак не походила, но папа, видимо почувствовав в ней что-то необычное, сразу же «свалил» это «необычное» на меня, так как за всё «странное», происходящее в нашем доме, обычно отвечала я... У меня от смущения за то, что я не могу ему сейчас ничего объяснить, покраснели даже уши... Я знала, что после, когда все гости уйдут, обязательно сразу же всё ему расскажу, но пока мне очень не хотелось встречаться с папой глазами, так как я не была привыкшая что-то от него скрывать и чувствовала себя от этого сильно «не в своей тарелке»... – Да что с тобой опять, милая? – тихо спросила мама. – Ты прямо витаешь где-то... Может сильно устала? Хочешь полежать? Мама по-настоящему беспокоилась, и мне было совестно говорить ей неправду. А так как правду я, к сожалению, сказать не могла (чтобы снова её не пугать), то я тут же постаралась её заверить, что у меня всё правда-правда совершенно прекрасно. А сама лихорадочно думала, что же такое всё-таки предпринять... – А что ты так нервничаешь? – неожиданно спросила Стелла. – Это потому, что я пришла? – Ну, что ты! – воскликнула я, но, увидев её пристальный взгляд, решила, что нечестно обманывать боевого товарища. – Ладно, ты угадала. Просто когда я говорю с тобой, для всех остальных я выгляжу «замороженной» и это смотрится очень странно. Особенно это пугает маму... Вот я и не знаю, как выйти из такого положения, чтобы было хорошо всем... – А что же ты мне не сказала?!.. – очень удивилась Стелла. – Я ведь хотела тебя обрадовать, а не расстроить! Я сейчас же уйду. – Но ты ведь меня и вправду обрадовала! – искренне возразила я. – Это просто из-за них... – А ты скоро придёшь опять? Я соскучилась... Так неинтересно одной гулять... Хорошо бабушке – она живая и может ходить куда хочет, даже к вам.... Мне стало дико жаль эту чудесную, добрейшую девчушку... – А ты приходи когда захочешь, только когда я буду одна, тогда нам никто не сможет мешать, – искренне предложила я. – А к тебе я скоро приду, вот только кончатся праздники. Ты только подожди. Стелла радостно улыбнулась, и снова «украсив» комнату сумасшедшими цветами и бабочками, исчезла... А мне без неё сразу стало пусто, как будто она унесла с собой частичку радости, которой был наполнен этот чудесный вечер... Я посмотрела на бабушку, ища поддержки, но она о чём-то очень увлечённо беседовала со своей гостьей и на меня никакого внимания не обращала. Всё опять вроде бы встало на свои места, и снова всё было хорошо, но я не переставала думать о Стелле, о том, как она одинока, и как несправедлива иногда почему-то бывает наша Судьба... Так, пообещав себе как можно скорее вернуться к своей верной подружке, я опять полностью «возвратилась» к своим «живым» друзьям, и только папа, очень внимательно целый вечер за мной наблюдавший, смотрел на меня удивлёнными глазами, как будто сильно стараясь понять, где же и что же такое серьёзное он со мной так обидно когда-то «проморгал»... Когда гости уже начали расходиться по домам, «видящий» мальчик вдруг начал плакать... Когда я его спросила, что же такое случилось, он надул губки и обиженно произнёс: – А где зе девоська?.. И миска? И бабосек нету... Мама лишь натянуто улыбнулась в ответ, и быстренько забрав, никак не желающего с нами прощаться, второго сына, ушла домой...

o-ili-v.ru